Жизнь после потери или как жить, когда мир рухнул. Где искать временную идентичность, на что опираться -эти вопросы каждый решает по-своему, продуктивность этого решения зависит от окружения и способности психики адаптироваться.
Пересмотрела «Жить» В. Сигарева. Фильм об обычных людях , которые потеряли близких. Яркие истории психического расщепления , такого отделения от невыносимых чувств, сопровождающих потерю. Поверить в смерть настолько невыносимо, что легче допустить , что похоронили живых и бороться за них.
У меня есть личный опыт непринятия потери, когда внутренние диалоги позволяли ощущать присутствие отца несмотря на его смерть , мне казалось он меня оберегает , защищает и любит. Так вышло, что гроб не открывали, из -за многочисленных травм и я не выдела папу мертвым. Мне было 12 лет и я иногда придумывала, что он вернется, это ошибка и на самом деле похоронили не его ( как в кино).
Через 20 лет я приехала к нему на могилу с желанием сделать памятник с золотыми буквами, в знак любви и благодарности к нему за все, а уехала с глубоким пониманием, что ему абсолютно все равно на буквы именно потому, что его нет.
Сегодня я понимаю , что тогда страдание маленькой меня не нашло отклика. Мама не разговаривала со мной, как -будто не признавая факт горя, а я приспосабливалась как могла. И да, мир рухнул, но надо было жить. Напряжение в зоне сложного опыта осталось и после 20 -ти лет, я сама смогла поговорить с мамой о нашем горе, разделить печаль и принять утрату.
Что произошло: мое страдание стало заметным, печаль доступна в контакте с другим, напряжение ушло.
Да, то как меня воспитывали — не моя ответственность , НО я точно ответственна за осмысление и развитие себя в настоящем ради своего будущего.
Жизнь после потери существует, какой она будет — зависит от нас самих.